Лукизм

Далеко не каждый знает о том, что такое лукизм. Конечно, если вы обладаете прекрасным телом, красивы и привлекательны, то вам это явление, скорее всего, знакомо, пусть даже вы и не знаете об этом. Однако наверняка вы хоть раз чувствовали на себе восторженные взгляды окружающих, ничем, казалось бы, необоснованное их доброжелательное отношение к вам или даже чувствовали, что кто-то в вас влюблён «по уши», хотя совершенно вас не знает.

Всё дело в том, что практически у всех людей имеются определённые стереотипы, касающиеся внешнего облика окружающих. И эти стереотипы зачастую обуславливают их отношение к другим. Любые подобные стереотипы и обозначаются термином «лукизм». Но давайте поговорим об этом более детально.

Что такое лукизм?

Понятие «лукизм» или, как его ещё называют, «face fascism» (что обозначает «дискриминацию по внешности») служит обозначением положительных предрассудков и стереотипов, а также выбора определённого поведения в отношении людей, привлекательных физически, и людей, внешность которых соответствует культурным и социальным представлениям и нормам, господствующим в том или ином обществе.

Смысл заключён в том, что физическая привлекательность всегда отождествляется в представлении людей с позитивными, хорошими вещами, такими, к примеру, как образ принца или принцессы, наряду с тем, что физическая непривлекательность, наоборот, «говорит» о чём-то отрицательном, например, об образе ведьмы или старой карги.

Большинство людей «на автомате» делают какие-то выводы и суждения об окружающих, опираясь в них на свои субъективные представления о внешности, которые, в свою очередь, и воздействуют на их восприятие других.

Есть даже такой стереотип: «Хорошо всё то, что красиво». И исследования, проводившиеся на этот счёт, показали, что, по большому счёту, люди, обладающие привлекательной внешностью, нередко используют это преимущество и извлекают из этого пользу. Например, люди, внешне выглядящие привлекательно, гораздо охотнее и лучше принимаются социумом.

Кроме того, внешняя красота серьёзнейшим образом воздействует на оценку человека. У красивых людей намного больше друзей и знакомых, чем у непривлекательных внешне, они более адаптированы к социальной жизни, а их сексуальная жизнь намного активнее и богаче. Но то, что человек обладает привлекательной внешностью, еще совсем не означает, что он счастлив, да и на само счастье эта внешность никак не влияет.

Но давайте теперь немного отойдём от оценки лукизма, и вернёмся ненадолго в его историю, чтобы сам его феномен стал нам более понятен.

Небольшой исторический экскурс

Понятие «лукизм» является современным, и вошло в обиход не так давно, ведь общемировой опыт и традиции, исчисляющиеся веками, в каждое время говорили о том, что придавать внешности большого значения не следует.

Как сегодня, так и множество столетий назад, стереотипы, связанные с внешностью людей, обескураживали общество. К примеру, нередки случаи, когда в романтических отношениях внешность бывала коварна. Да и судить о людях по тому, как они выглядят, не совсем человечно, нетактично и неуважительно, так же, как и использовать это.

Судить человека по его внешности запрещается во многих религиях (вспомните хотя бы заповедь «Не сотвори себе кумира»). Помимо этого, лукизм критикуют и многие философы древности и средневековья. Кого бы мы ни взяли, схоластиков, эпикурейцев, циников, стоиков, скептиков и т.д. – все они говорили о том, что ни в коем случае нельзя допускать, чтобы внешность воздействовала на человека.

Впервые же термин «лукизм» появился в 1970 году, когда началось движение за права полных людей. Уже в 1978 году данный термин был напечатан в издании «The Washington Post», а также говорилось о том, что люди с избыточным весом создали представленное понятие, чтобы определить дискриминацию по внешним признакам.

Впоследствии лукизм заинтересовал экономистов и культурологов. Культурология трактует лукизм как предвзятое мнение о красоте и формирование культурных стереотипов, основывающихся на внешности, обусловленных полом, ролями и социальными ожиданиями. А в экономике считается, что показатель уровня дохода напрямую взаимосвязан с внешностью, аналогично тому, как с ней связан и уровень производительности, т.е. считаются какие-то сотрудники другими сотрудниками привлекательными, либо нет.

В дальнейшем дискриминацию по внешности соотнесли с такими формами дискриминации как гомофобия, расизм и сексизм, т.к. как привлекательные люди могут считаться «хорошими» и с радостью приниматься в обществе, так и непривлекательные могут считаться «плохими», и отношение к ним может быть диаметрально противоположным.

Но если все вышеуказанное в большей степени относится к области теоретического, то взгляд на лукизм с точки зрения практической ещё более интересен.

Практическая точка зрения

Психолог Массачусетского госпиталя Нэнси Эткофф убеждена, что на сегодняшний день люди живут в мире, где лукизм можно без обиняков назвать одним из самых распространённых предрассудков. Например, профессор психологии и поведенческой экономики Дэна Ариэли, проведя свои исследования, указывает на то, что наибольшей популярностью среди женщин пользуются высокие мужчины, а низким мужчинам, чтобы заинтересовать женщин и стать привлекательнее, нужно иметь солидный доход.

А в статье под названием «Лукизм – это честно?» авторы Стивен Кресап и Луис Тиетже дискутируют на тему того, можно ли считать дискриминацию по внешности законной. Также они приводят результаты исследования, говорящие о том, что к внешне привлекательным людям в обществе относятся более предпочтительно, а к непривлекательным зачастую применяют такие санкции, как пренебрежение, неуважительное отношение, отказ в услугах и т.п. По итогам исследования рынка труда стало видно, что привлекательные люди чаще получают премии и привилегии, а непривлекательные чаще наказываются и штрафуются.

Однако, несмотря на явные доказательства дискриминации по внешности, Кресап и Тиетже ставят факт существования лукизма на протяжении истории человека под сомнение. Отсюда и вывод, что каких-либо прямых улик, указывающих на дискриминацию человека по внешности, нет, а значит, и разработать меры пресечения такой дискриминации или меры наказания не представляется возможным. В итоге исследователи заключают, что не знают, как обосновать необходимость политического вмешательства в проблему лукизма.

Но интересно ещё и то, что отдельно выделяется и политический лукизм. Далее мы скажем несколько слов о нём.

Лукизм в политике

Такое явление как политический лукизм начало проявляться именно тогда, когда в печатных изданиях стали то и дело появляться и высмеиваться внешние недостатки деятелей политики, в частности, их мужественность или женственность.

По поводу критериев оценки женственности или мужественности политиков существуют разные мнения. Исследователь лукизма Шарлотта Хупер уверена, что гендерная принадлежность взаимодействует с другими социальными принадлежностями: родом, классом и т.д. И уже вкупе они создают новый комплекс характеристик. Она приводит эталон «истинно мужского» поведения во время военных действий, и он является определяющим, когда встаёт вопрос: можно ли считать мужчину «настоящим мужчиной»? Помимо этого, средства массовой информации постоянно культивируют идеал мужского образа, который находит своё отражение по всему миру. По мнению Хупер, идеология лукизма закрепилась именно в этом.

В то же время и Лаура Шепхерд (другой исследователь лукизма) говорит о том, что мужчинам необходимо соответствовать определенному образу, другим словами, определённым образом себя вести, одеваться и т.д., причём, на женственность не должно быть абсолютно никакого намёка. И если мужчины этого добиваются и «вписываются в формат», достижение высот в политике им практически гарантировано.

Но оставим политику политикам, а сами подведём итог всему вышесказанному.

Как мы можем видеть, в словах исследователей лукизма есть доля правды, т.к. проявления как восхваления и обожествления красоты, так и дискриминации по внешности мы можем видеть своими глазами постоянно. И личное мнение автора заключается в том, что красота человека, красота именно внешняя, с самых давних времён была камнем преткновения для множества людей, невзирая на то, о какой области жизни мы говорим: о любви, работе или политике.

Этим камнем преткновения она является и сегодня – посмотрите только на бесчисленные рекламные ролики, баннеры, постеры, плакаты и всё прочее. «Система» говорит человеку о том, что он должен быть красивым и отвечать конкретным требованиям. Мало того, «система» даже даёт нам конкретные стандарты и способы становления красивыми.

Да, бесспорно, быть красивым – это хорошо, полезно, эффективно и похвально. Но что делать тем, кто «не дотягивает до стандартов»? По этому поводу не стоит пускаться в размышления, а хочется лишь сказать, что, в первую очередь, человек должен обладать внутренней красотой. Звучит банально, но так оно и есть. Внутренняя, а не внешняя красота способна сделать человека счастливым и наполнить его жизнь радостью, невзирая на его рост, цвет и упругость кожи или блеск волос.

Будьте красивы внутри себя!

237